Как получается, что оклады врачей и учителей по-прежнему ниже неквалифицированного грузчика или работника Макдональдс? Оказывается виной тому ряд малоизвестных законов, принятых в последнее десятилетие.
В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет.
Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.
Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.
Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.
Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»
Ирина Канторович
И вот перечень этих законов:
1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ
Как известно, зарплата бюджетников складывается из нескольких частей. Есть оклад, как минимальная гарантированная выплата, а ещё есть компенсационные и стимулирующие выплаты — это надбавки и доплаты к окладу.
В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.
Таким образом, с тех пор стали возможны оклады ниже МРОТ, а в сумму зарплаты размером с МРОТ стали включать всё — и оклады, и надбавки.
Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.
Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.
Ирина Канторович
2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника
Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.
Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.
Вообще, к понимаю что есть МРОТ, и почему именно это мерило используется для начисления зарплат вопросов очень много. Подробнее об этом можно прочитать в статье: Почему в России зарплаты маленькие: 3 факта о МРОТ, о которых не все знают.
3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку
Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.
По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.
Так, согласно «ЕТС» в Википедии, в 2009 г. оклад учителя высшей категории (13 разряд) составлял 11336 руб. При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб. В 2011 году ЕТС были окончательно ликвидированы, и ввели понятие «базовых должностных окладов». В статье 144 ТК РФ появилась фраза о том, что «Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам».
Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.
Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.
Конкретные размеры окладов также устанавливаются по желанию самого бюджетного учреждения. Юридически это право установлено п 2. ст. 135 ТК РФ и п.1 ст. 144 ТК РФ путем заключения «коллективного договора», соглашений или создания локальных нормативных актов.
При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.
Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.
Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.
4. Стимулирующие надбавки — это право, а не обязанность организации
Один из инструментов манипулирования работниками — это стимулирующие надбавки. По определению Верховного суда от 27.11.17 г. № 69-КГ17-22, «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя».
Голый оклад — это совсем небольшая величина, и выплата стимулирующих надбавок сегодня — главный способ, из-за которого работники продолжают трудиться сверх нормы и делать всё, что скажет руководство госучреждения, даже если эти требования незаконны. Например, медсестрам добровольно-принудительно переводиться в уборщицы.
5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе
Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.
В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.
Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)
Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.
Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.
Также она создала петицию на сайте РОИ и Change.org против права руководства госучреждения формировать штатное расписание и размер окладов и зарплат.
Впрочем, «законодательная база» подобного рода работает и для пенсионеров, которые получают пенсии от государства. В статье Почему пенсия ниже МРОТ и прожиточного минимума? мы разбирали причины того, какие именно нормы приводят к такой несправедливой ситуации.
Спасибо огромное за такую статью! Ну вот сейчас все стало ясно, а мы голову ломали, почему у нас оклады меньше стимулирующих в 1,5 раза, когда должно быть наоборот.
(Оклад + стимулирующие выплаты + уральский коэф-т) — подоходный налог = зарплате работника ГКУ ЦЗН, которая получается фактически ниже максимального пособия по безработице для предпенсионеров. Но безработные два раза в месяц ходят на отметку, а мы работаем целый месяц. Вот российский парадокс и беда работающих бедных!
А кто сказал,что у них малые зарплаты,- по сравнению с рабочими в других отраслях ,у бюджетников зарплаты на порядок выше, просто привыкли они ныть больше всех и считать,что они основные в стране,но это ведь далеко не так,и не стоит никому идти у них на поводу.Есть категории у которых дела с зарплатами обстоят на много хуже,и таких граждан миллионы.
Работала учителем в одном из самых крупных городов России, на руки получала чистыми 7 тысяч. Стас, желаю Вам от всей души шиковать всю оставшуюсю жизнь на 7 тысяч рублей в месяц.
Не смотря на упразднение пункта, в коим раскрывалось понятие мрот в ст. 129 ТК РФ, это понятие хорошо раскрывается в конституции, которая гарантирует каждому за выработанную месячную норму времени мрот, а ежели в мрот включать компенсационные и стимулирующие, то следуя логики выходит, что конституция, скажем, гарантирует всем, предположим, оплату ночных в составе мрот в независимости работает или не работает гражданин ночью. Если это так, то не должно быть никакой дифференциации между директором и уборщицей, но это не так, мрот- как минимальная гарантированная конституцией норма за месячную норму рабочего времени в нормальных условиях труда. По сути в ТК РФ в упраздненной ст. дублироволось определение о мрот. И теперь самое главное: у нас, что зарплаты бюджетников подчиняются др законами?! Нет! Определяющая нижняя планка установленна для всех в конституции и ФЗ о размере мрот, а уж потом всупает нсот. Если на предприятии не оговорен минимальный оклад коллективным договором, то действует минимальный федеральный мрот, и он не должен быть ниже федеральной минимальной планки. В 2008 в момент ввода нсот взамен етс, оклад минимальный в бюджете у самого низшего работника составил 2300, таким же и мрот был, только мрот повышался и пытался догнать прожиточный минимум, а минимальный оклад всего лишь индексировался на инфляцию. В итоге, оклад с 2008 по 2018 вырос макс на 50% , а мрот за этот же период с 2300 до 11200, т.е. в 5 раз. Попробуйте предположить догадки на этот счет, как так?! Все эти петиции о очистке мрот и отмене нсот, больше на популизм похоже и или от нежелания изучить проблему.