Как открыть ИП и не облажаться: 5 моментов из личного опыта

Карикатура, как открыть бизнес в России, начало предпринимательской деятельности
Как открыть ИП ? Да проще простого. Ведь можно просто подать заявление через любой банк. А нет…тут тоже есть пара нюансов.

Замечу сразу, если Вы не первый год в бизнесе, и руководите заводами и пароходами – эта статья не для Вас. Он для тех, кто только-только встаёт на путь ниндзя предпринимателя и собирается начать своё дело.

 

ОКВЭД всему голова

Какие документы нужны для того, чтобы зарегистрировать ИП? Да почти никаких: копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины, да бумажное заявление. И заявление на удивление простое – никаких тебе в нём сложных пунктов или непонятных граф. Есть, правда, в нём коды ОКВЭД, но и с ними проще некуда – открыл справочник, выписал примерно то, чем будешь заниматься, и всё. Готово.

Но погодите, вот именно здесь нужно быть внимательнее всего и взвешивать каждую циферку, которую Вы напишите.

Во-первых, от выбранного ОКВЭД будет зависеть, какие льготные налоговые режимы вы вправе применять. Например, те же ЕНВД с патентом могут быть использованы лишь для ограниченного перечня видов деятельности. Причем в каждом регионе этот перечень различается – Вам придётся всерьёз проштудировать сайт местной налоговой, чтобы найти нужную информацию.

Во-вторых, по некоторым кодам ОКВЭД могут действовать налоговые каникулы. Это значит, что Вы сможете начать свой бизнес и не платить какое-то время налоги. Налоговые каникулы и порядок их использования тоже устанавливают местные власти, информацию о них нужно искать на сайте городской налоговой.

В-третьих, Ваши будущие операции должны соответствовать видам деятельности, указанным в ОКВЭД. Иными словами, если Вам платят деньги по безналу, то в назначении платежа должны фигурировать фразы, соответствующие Вашему виду деятельности. Если это не так, то это служит «звоночком» для банка заблокировать Ваш счёт или такую операцию. Не обязательно это произойдет сразу, но такой риск есть.

 

Окей, заявление заполнили, куда нести?

А вот на этом пункте облажалась я сама, и ещё три человека, которые пришли вместе со мной в налоговую по месту жительства. Оказалось, что здесь заявление на регистрацию ИП не принимают.

Оказывается, его нужно было подать либо в главную налоговую города, (в СПБ она находится на ул. Красных Текстильщиков) либо через МФЦ. Кстати, через МФЦ теперь не нужно платить госпошлину. Так что для регистрации – смело идём в МФЦ и не тратим лишнее время.

 

А что потом?

После приема заявления Вас включат в реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Кстати, после подачи заявления можете периодически посматривать его на сайте ФНС. Как только ваши ФИО в нём появились – у вас есть ровно 30 дней в течение которых нужно подать уведомление о переходе на льготный режим налогообложения. Его как раз нужно подавать в налоговую по месту жительства.

Если Вы его не успеете сделать, то за Вами будет числиться ОСН – на общей системе налогообложения требуется полноценная бухгалтерия, нужно платить НДС, НДФЛ. Согласитесь, не очень-то радужная перспектива для тех, кто только-только решил начать своё скромное дело.

Если Вы всё же не успели подать уведомление, то перейти на льготный режим получится только с 1 января нового года, после Вашей регистрации.

 

Сдали одно уведомление? Поздравляю – Вы облажались

Что происходит после того, как Вы отдали уведомление о постановке на учет по УСН? Ничего. Информацию вобьют в базу и на руки Вам ничего не дадут. Однако уведомление – документ важный. Его могут запросить банки при открытии расчётного счёта, контрагенты – юридические лица для целей учета собственного НДС.

Поэтому подавать таких уведомлений нужно два. Одно у Вас заберут, а второе с отметкой о приеме в налоговые органы вернут в руки. И его нужно бережно хранить, любить и беречь.

 

Личный кабинет – наше всё!

Сдали документы и успокоились? Рано радоваться! Обязательно попросите в налоговой зарегистрировать Вам личный кабинет ИП, и внимательно отслеживайте что Вам там напишут.

Всё дело в том, что работники налоговой, приняв от нас информацию на бумаге, лишь перебивают её в электронный вид, после чего она курсирует внутри баз данных ФНС. Увы, по дороге с ней может произойти всё что угодно. Однако личный кабинет — это отражение той информации, которая содержится о Вас в базе налоговой, поэтому стоит быть начеку.

Каково было моё удивление, когда вместо УСН в моём личном кабинете значилась патентная система. Ну ошиблись, с кем не бывает. Благо через тот же личный кабинет можно подать электронное заявление с просьбой разобраться. Кстати, тут как раз и пригодилось моё второе уведомление в качестве подтверждения того, на какую систему налогообложения я подписывалась.

А какие советы начинающим предпринимателям можете дать Вы? Пишите в комментариях.

ГРОШ — это арт блог о покупках в интернете и магазинах. Советы и  рекомендации наглядно, в картинках, инфографике и комиксах.

ГРОШ - АРТ БЛОГ О ФИНАНСАХ И ПОКУПКАХ