Центробанк опубликовал официальный перечень признаков, по которым банки обязаны блокировать карты своих клиентов.
Что за закон?
С 26 сентября заработал новый закон, по которому банки могут блокировать карты клиентов, если операция кажется им сомнительной. Об этом законе можно прочитать здесь.
Денежный перевод будет приостановлен на срок до двух дней, если появились подозрения, что операцию провели без согласия плательщика. Более того, кредитные организации также смогут блокировать электронные средства платежей — электронные кошельки, предоплаченные банковские карты и мобильные приложения. Предполагается, что при подозрении на хищение банк должен незамедлительно связаться с клиентом.
Почему могут заблокировать перевод?
1. Если получатель средств уже попадался на переводах без согласия клиента
Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – база данных).
2. Если техника подозрительная, и информация о ней есть в базе ЦБ
Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных.
3. Если сумма операции нетипична для клиента, делается с необычного для него устройства или в необычном месте
Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Отмечается, в случае возникновения сомнений банк должен незамедлительно связаться с клиентом для выяснения всех обстоятельств. Если дозвониться до владельца карты не удалось, то банк может приостановить операцию на срок до двух суток.
И что теперь?
На самом деле, эти правила мало что меняют. Собственные системы рисков, основанные примерно на этих же критериях, были у банков и раньше, просто до сих пор не было единого документа, на который они могли бы ссылаться.
Заблокировать карту могут за дорогую покупку, к примеру, мебели или холодильника, за операцию совершенную с нового смартфона, или же за попытку расплатиться за рубежом. Такие случаи не редкость, и в сети тысячи описанных ситуаций. Поэтому в некоторых случаях, например, отправляясь в зарубежную поездку, стоит предупреждать банк заранее и обязательно в письменном виде.