Закон об увеличении НДС с 18 до 20% одобрен в окончательном третьем чтении. Его почти не обсуждали и приняли очень быстро. Давайте вернемся на восемь лет назад и посмотрим какими были последствия повышения НДС в Великобритании для её экономики.
Как это было?
В отличие от России, вопрос повышения налога остро встал перед британцами после кризиса. Тогда ставка НДС в стране составляла 17,5%, позже её в качестве временной меры для стимулирования экономики снизили до 15%. Однако новое правительство в конечном итоге решило увеличивать ставку до 20%.
С 2007 года экономика страны переживала стагнацию и растущую безработицу. В стране на тот момент не могли преодолеть последствия мирового экономического кризиса. Правительство накопило большой внутренний долг перед компаниями. На конец июня 2009 года он вырос до отметки в 926,9 млрд фунтов стерлингов или 56,6% ВВП страны. Это был рекорд с 1984 года.
Повышение в значительной степени вызвано увеличением расходов на здравоохранение, образование и социальные пособия. С 2008 года, рост доходов в бюджет резко замедлился за счет падения налогов на прибыль, гербового сбора, а расходы, напротив, выросли. Свою роль сыграли социальные отчисления и банкротства банков.
Погашать долги решили за счет увеличения НДС. По расчетам это должно было добавить в казну дополнительно 13 млрд фунтов стерлингов, иначе Великобритания не смогла бы обуздать бюджетный дефицит.
Британцы пошли на этот шаг осознанно. Даже в рядах чиновников говорили о том, что они готовы пожертвовать экономическим ростом в будущем, чтобы увеличить поступления от налогов в краткосрочной перспективе.
Что пророчили экономисты?
В отличие от России, ученые всё же решили просчитать, что станет не только с экономикой, но и с британскими потребителями после введения налога. Ведь именно на их плечи бизнес в конечном итоге и собирался переложить всю нагрузку. Британский центр исследований розничного рынка провел анализ, и пришел к неоптимистичным результатам.
Эксперты подсчитали, что инфляция потребительских цен вырастет на 0,6-0,8% в год, расходы среднестатистической британской семьи увеличатся на 520 фунтов стерлингов в год. А в масштабах всей экономики экономический рост сократится на 0,5-0,8%.
Организация также провела масштабное социологическое исследование в рядах ритейлеров, и выяснила, что 98% розничных торговцев в конечном итоге переложат всё увеличение НДС на плечи клиентов. При этом розничный рынок пострадает больше всего. Если крупный бизнес останется в любом случае, то магазинам поменьше придется не сладко. Эксперты ожидали, что порядка 9480 магазинов закроются уже в 2011 году и ещё 5000 в 2012 году. При этом работу потеряют 47 тысяч сотрудников или 1,6% от всей рабочей силы. Сокращение числа магазинов и персонала ожидалось в розничной торговле бензином, в торговле товарами для дома, мебелью, электроникой, а также в книжных и канцелярских магазинах, специализированных продовольственных магазинах.
Немедленная реакция
Решение о повышении ставки НДС до 20% было объявлено 4 января 2011 года. Цены на это отреагировали незамедлительно. Ритейлеры решили воспользоваться ситуацией. Продавцы техники Apple подняли цены даже днем раньше, 3 января.
Macbook Pro или 21,5″ iMac, которые ранее стоили £999 с НДС сейчас идет за £1020, в то время как Mac Pro подорожал с € 1999 до $ 2041. Популярные устройства iOS также выросли в цене, 16 ГБ iPhone 4 вырос в цене от £499 до £510, а 16 Гб Wi-Fi iPad подорожал с £429 до £439 — писали СМИ в это же день.
Конечно, настолько оперативно сработали далеко не все магазины, но уже через месяц после повышения НДС британские покупатели оказались поражены ценникам на полках магазинов. И это несмотря на распродажи, которые обычно начинаются в это время после праздников.
Издание Daily Mail опубликовало статью 11 февраля. В период с декабря по январь стоимость хлеба, макаронных изделий, упаковок и консервов повысилась на 2,7% до 6,3% в год. Замечу, что это происходило в Великобритании — стране с низкой годовой инфляцией не больше 3%.
Некоторые рядовые продовольственные товары подорожали особенно сильно, в сравнении с январем 2010 года. На 35% выросли цены на макароны, на 14% литр растительного масла, на 28% — цветная капуста, на 16% шоколадные батончики. Авторы статьи привели таблицу со сравнением цен на популярные британские товары по данным сайта mysupermarket.
Спустя месяц первые результаты огласили и в UK national statistics office. Только в январе 2014 года инфляция ускорилась на 4%, что было самым высоким показателем для Великобритании с 2008 года.
А в перспективе?
То, что произошло дальше нагляднее всего показывают графики. Нет, из-за повышения НДС Британия не опустилась на дно морское и не стала нищей страной. Всё-таки её экономика достаточно сильна и способна выбраться из кризиса.
Однако увеличение налогов не решило тех проблем, которые ставили перед собой власти, зато затормозило экономический рост, привело к росту инфляции, падению заработных плат и росту безработицы.
Реальный ВВП:
Британская экономика испытала настоящий шок во время мирового экономического кризиса. За два года ВВП рухнул на 4,5%. Казалось, бы в таких условиях надо все силы приложить, чтобы развивать бизнес и поддерживать производителей. Но нет, британцы решили притормозить с этим и дать фору другим странам.
По данным Всемирного банка, рост реального ВВП Великобритании после повышения ставки НДС замедлился с 1,69% в 2010 году до 1,45% в 2011 году. Почти такой же рост был и в 2012 году. Лишь в 2013-ом темпы роста перевалили за 2% в год.
Цены:
Индекс потребительских цен ускорился до 4,48% в первый же год после повышения НДС, что даже выше, чем в кризисные 2008 и 2009 годы. Однако уже в 2012 году темпы роста почти вернулись на уровень 2009 года, составив 2,62%.
Однако повышение цен привело к падению розничных продаж. На протяжении последующих трех лет они падали. По итогам 2011 года они упали на 1,37% в 2011 г., а в последующие 2012 и 2013 годы ещё на 1,32%.
Вместе с ростом цен стали снижаться и реальные зарплаты. Работодатели повышать зарплаты не спешили, в то время как товары на прилавках стали дорожать. Исследование партии лейбористов позже показало, что реальная заработная плата (заработная плата минус инфляция) в Великобритании упала на 3,2% между третьим кварталом 2010 года — когда канцлер Джордж Осборн провел свой последний обзор расходов — и третьим кварталом 2012 года.
Госдолг:
Повышение НДС не повлияло на сокращение госдолга страны, несмотря на то, что это провозглашалось одной из главных целей реформы. Он продолжил увеличиваться и в 2017 году достигал 85,3% от ВВП страны.
Безработица:
Повышение НДС не прошло бесследно и для рынка занятости. 2011 год стал самым пиковым — 8,04% от всей рабочей силы оказались за пределами рынка труда, и лишь после 2013 года занятость вновь стала расти и вернулась на уровень 2008 года. Однако во многом это произошло за счет большого притока мигрантов.
Прямые инвестиции:
Высокие налоги, как правило, отпугивают инвесторов. То же самое произошло и в Великобритании. В 2009 году на волне мирового экономического кризиса инвесторы забрали из британской экономики 48,39 млрд долларов. Позже инвестиции пытались выйти в плюс, однако показатели 2010-2013 года и рядом не стояли с теми объемами иностранных поступлений, что были до кризиса.
Подводя итог, можно сказать, что повышение НДС не дало британской экономике ничего хорошего. Это лишь стало тормозом для роста страны в последующие годы, отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности и убавило потребительский спрос. К сожалению, сейчас мы идем по тому же пути и не хотим учиться на чужих ошибках.