Наверняка многие из вас замечали, что мобильные операторы в последнее время пустились во все тяжкие. То тарифы поменяют без спроса, то подключат услуги без ведома клиента. О том, как бороться с последней напастью, куда бежать и что делать, журналу ГРОШ рассказал наш читатель Николай, испытавший на себе честность одного из популярных операторов.
Всём привет! Сегодня я хочу рассказать вам о том, что делать, если мобильный оператор самостоятельно подключил вам услугу, и как можно вернуть за неё деньги.
В чём было дело?
Начну с того, что данным номером телефона фактически пользовался не я, а моя бабушка. Она звонила довольно редко и не заходила со своего устройства в интернет. Тариф был очень старый — ему было лет пять или около того.
Тем не менее весной она пожаловалась на то, что деньги с неё списываются очень быстро, и в конечном итоге обслуживание в месяц обходится ей в копеечку. Выяснилось, что наш оператор изменил стоимость звонков для того старого тарифа (он был с поминутной тарификацией), в результате чего телефонные разговоры обходились ей намного дороже.
На семейном совете тариф решили изменить на другой, с абонентской платой. Спустя ещё какое-то время выяснилось, что деньги продолжают списываться, причём в большем размере, чем должно по тарифу. При том, что бабушка так же, как и раньше мобильным пользовалась совсем немного.
Я скачал детализацию расходов за месяц, чтобы понять, куда идут деньги. Оказалось, что мой оператор без моего ведома подключил целых три услуги, включая подписку на развлекательный контент. Никаких подтверждающих смс-сообщений не приходило. Естественно, все услуги были с ежедневной фиксированной платой. Затем я скачал выписку ещё за предыдущие пять месяцев — и во всех отчетах также были подключены эти услуги. Увы, скачать более ранние выписки было нельзя, но и за все шесть месяцев сумма уже набежала приличная — более 1800 рублей. Поэтому я решил не спускать всё на тормоза и вернуть деньги, которые списали с меня ни за что.
Что я сделал?
Для удобства распишу всё по пунктам.
1. Отключить услуги
Первым делом я немедленно отключил все дополнительные услуги в личном кабинете, чтобы деньги больше не снимались.
2. Написать обращение по электронной почте
Далее я написал электронное обращение через сайт оператора с просьбой разобраться в ситуации и вернуть деньги. Я подчеркнул, что услуги были подключены без моего ведома и без моего согласия — думаю, это важно. Кроме того, я попросил предоставить выписку за предыдущие месяцы.
К чести оператора, обращение рассмотрели быстро — всего за два дня. Как написала поддержка, одна услуга была ранее бесплатной, но потом стала платной и при этом осталась подключенной автоматически. Остальные услуги я якобы подключил сам. Одну — приняв PUSH-запрос, а вторую — набрав комбинацию со своего номера.
Что касается детализации за предшествующие месяцы, то я мог бы получить её только в офисах оператора по цене 30 рублей за один месяц.
Важно заметить, что оператор создал заявку на рассмотрение возврата средств и присвоил ей номер. Сроки рассмотрения были 72 часа, но после ответ на неё мне так и не пришёл.
3. Понять что делать дальше
Деньги я собирался вернуть, поэтому стал искать в интернете, как это сделать. Оказалось, что мой случай не то что не единичный — таких как я, наверное, тысячи. Довольно много подобных историй и рекомендаций мне удалось найти на сайте Пикабу. Оказалось, что у некоторых клиентов наших операторов ситуация вышла ещё смешнее. Например, у одного пользователя на платные сервисы «подписались» ворота, к которым подключено GSM-реле, куда вставляется сим-карта.
Таким образом, я понял что то, что делают операторы — ситуация массовая и касается не только моего оператора, но и остальных. Пользователи рекомендовали написать обращение в три организации: Роспотребнадзор (качество услуг связи), Роскомнадзор (качество услуги связи), и, возможно, прокуратуру (хищение средств).
Но для того, чтобы обратиться в данные организации, требуется предоставить документ, указывающий на то, что дело пыталось решиться мирным путем.
4. Составить письменную претензию
Я составил письменную претензию с обозначением всех дат, денежных средств, подключенных тарифов и другой информации. Я писал, что данная информация мне необходима в письменном виде, чтобы обратиться в организацию по защите прав потребителей. Также в письме я просил написать причину, по которой были списаны средства.
Претензия, которую я написал, представлена на скане ниже.
Также я распечатал все детализации разговоров и отнес в салон связи неподалеку от дома. В салоне связи претензию с детализацией приняли без проблем, а также выдали мне копию с номером входящего заявления.
5. Получить ответ
Претензию я подал 2 июля, и 24 июля мне на почту пришло письмо в ответ. Если вкратце, то суть ответа сводилась к тому, что все списания производились корректно и законно, а поскольку заявлений об отключении услуг от меня не поступало, то у них не было полномочий отключить у меня эти услуги. Тем не менее, в рамках программы лояльности на баланс номера были зачислены суммы в размере стоимости оказанных услуг, причем не только за тот период который я высчитывал в детализации, т.е. за шесть месяцев, а за всё время, когда они оказывались. Вышло 2492,5 рублей.
Кроме того, как сказано в письме, мне бесплатно завели специальный лицевой счет для управления развлекательными подписками, чтобы впредь деньги так не списывались. Очень надеюсь, что он не станет платным без моего ведома.
Поскольку деньги мне вернули, в дальнейшие инстанции я обращаться не стал.
Интересный факт
Для обращения в Роспотребнадзор мне бы понадобился мой номер договора, его дата. Однако по телефону службы поддержки мне сказали, что этой информации у них нет, и они могут предоставить мне только дату активации сим-карты. Как же в таком случае оказываются услуги тысячам клиентов?
В этой ситуации мы разбирались со случаем, когда платные подписки в телефоне появились по вине мобильного оператора. Но бывает, что платные подписки появляются после того, как Вы сами кликнули на сомнительное предложение в интернете. И здесь уже мобильный оператор не всегда сможет пойти Вам навстречу. О том, как это работает можно прочитать в статье: Нажал кнопку, и все деньги снялись: откуда в телефоне появляются платные подписки?