можно ли сдавать новогоднюю елку https://grosh-blog.ru

Можно ли сдать искусственную ёлку обратно в магазин: что думает Роспотребнадзор

Праздники закончились, и многие россияне уже не хотят держать у себя в доме новогоднюю красавицу. Натуральные деревья оказываются на близлежащих помойках, а вот с искусственными елями не всё так однозначно. Некоторые особенно хитрые граждане пытаются сдать искусственную ёлку обратно в магазин. Что на этот счёт думают в Роспотребнадзоре?

В прошлом году появилось ответное письмо от Роспотребнадзора по Нижегородской области на обращение гражданина.
Документ под номером 10-329 датируется 12 января 2018 года.

В частности, у Роспотребнадзора поинтересовались: если я приобрёл ёлку 31 декабря, то могу ли я её вернуть после праздников, как неподошедший товар?

К сожалению, чиновники дают полную свободу действий хитрецам, поскольку в этих действиях нет абсолютно ничего противозаконного.

Что пишут?

В документе сказано, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а именно пунктом 1 статьи 25, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Конечно, есть и ограничения. Так, например, в письме сказано, что:

  • Обмен производится, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид и потребительские свойства, пломбы и фабричные ярлыки;
  • Есть товарный или кассовый чек.

При этом искусственная ёлка не относится к товарам, которые возврату не подлежат, вроде белья.

 

Вернут ли деньги?

А вот здесь уже всё будет развиваться по ситуации:

Что хорошо для продавца:

В законе говорится о праве на обмен товара. В соответствии с п.2 статьи 25 Закона о защите прав потребителей, отказаться от исполнения договора купли-продажи можно, только если аналогичного товара или подходящего товара для покупателя нет в наличии. По соглашению с потребителем, обмен может произойти, когда аналогичный товар поступит в продажу.

Однако, если с обменом договориться не удалось, у продавца есть отсрочка в 3 дня с момента возврата товара, чтобы вернуть деньги покупателю.

Что хорошо для покупателя:

Если аналогичного товара или товара, который бы устраивал покупателя, не оказалось в наличии, то он вправе потребовать свои деньги, что на практике и происходит в большинстве случаев.

Покупатель также вправе не согласится с ожиданием, когда ему привезут аналогичный товар со склада. Потребитель имеет право, но не обязан ждать поступления аналогичного товара, сказано в письме.


Что надо, чтобы вернуть ёлку?

Если речь идёт о товаре надлежащего качества, то у ёлки, как и у большинства других товаров, требования к возврату те же самые.
Необходим паспорт, чек или договор купли-продажи.
Вернуть без чека тоже можно. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 25 ЗОЗПП). Обратиться можно в течение 14 дней с момента покупки.

За несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя предусмотрен штраф в размере 50% от суммы требования.

Неожиданный лайфхак

Вернуть качественную ёлку без брака и дефектов можно в некоторых случаях даже после истечения срока в 14 дней. Но для этого надо быть хорошо юридически подкованным.

Дело в том, что в законе о защите прав потребителей сказано, что это можно сделать в том случае, если продавцом не была предоставлена в достаточной мере вся информация о покупке ( п. 1 ст. 12)

Как это работает на практике? Это муторный процесс. Но, например, в этой статье рассказывается, как одна пенсионерка вернула деньги за БАДы, ссылаясь на недостаток информирования.

thermometer 1539191 1920

Как пенсионерка 365 тысяч рублей за БАДы вернула

 

А что на практике?

Реальные доходы россиян падают, и все больше товаров покупается в кредит. Цены на ёлки становятся колючими, поэтому их действительно стали возвращать в магазины чаще. Да и закон в данном вопросе на стороне потребителей. Однако вряд ли другому покупателю на будущий год будет приятно осознавать, что он приобрёл не новую ёлку, а б/у. Поэтому теперь при покупке ёлок стоит быть особенно внимательными к упаковке и повреждениям.

Это интересно

В США возвраты подарков и искусственных ёлок после Нового года — обычное дело. Но в прошлом году одна женщина решила вернуть в магазин Costco настоящую живую ель. Клиентка принесла рождественскую ёлку в магазин 4 января, потребовав возместить стоимость покупки, аргументируя это тем, что дерево умерло. К удивлению очевидцев, кассиры вернули женщине деньги. Более того, нашлись люди, утверждающие, что для Cosco такие случаи — почти рутина.

ГРОШ — это арт блог о покупках в интернете и магазинах. Советы и  рекомендации наглядно, в картинках, инфографике и комиксах.

ГРОШ - АРТ БЛОГ О ФИНАНСАХ И ПОКУПКАХ