dark 1850120 1920

Включил музыку — получил штраф: как платят за авторские права?

Скоро Новый год, а вместе с ним и праздничные застолья. Об этом мало кто знает, но почти вся музыка на корпоративах стала платной. Включать песни без оплаты авторских прав нельзя. Это грозит для организаторов мероприятий большими штрафами и даже уголовной ответственностью.

 

Как такое может быть?

Мы веселимся на праздничных мероприятиях и даже не подозреваем о том, что просто так включать музыку на любых публичных мероприятиях в России запрещено. Запрещено даже на детских утренниках, и даже фоновую музыку в кафе тоже нельзя включать бесплатно. Об этом редко скажут гостям организаторы мероприятий и владельцы ресторанов. Зачем омрачать праздник? Да и в общем-то самих гостей это напрямую не касается.

А дело вот в чём. В России действует административная ответственность за исполнение музыкальных произведений без согласия правообладателя. То есть, включать и слушать лично для себя одного можно, включив аудиозапись, к примеру, с интернета. Однако воспроизводить музыку в общественных местах для широкого круга лиц нельзя, не купив на неё права. Даже более того, самим исполнителям запрещено исполнять даже каверы на авторскую музыку — это подтверждают многочисленные судебные дела.

 

Юридическая сторона вопроса

В Гражданском кодексе существует статья 1270. Исключительное право на произведение. И под использованием как раз и понимается воспроизведение музыки в публичных местах.

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Если компания или индивидуальный предприниматель включает или даже исполняет произведение публично, то ему грозит ответственность. Наше законодательство оказалось щедро на перечень наказаний и прописало целых три вида ответственности за нарушение авторских прав.

  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  • Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Штраф для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  • Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений. Если стоимость авторских прав составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей — то выплачивается штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ). Если стоимость прав – от 1 млн руб, то уголовка обернется принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

 

И как это контролируется?

На самом деле все эти запреты в законодательстве были прописаны уже давно. Но долгое время к ним относились несерьезно. Да и действительно — ну как за включенную музыку на корпоративе можно требовать какие-то штрафы? Однако позже произошли изменения.

В 2008 году Росохранкультурой была выбрана и аккредитована одна организация по управлению правами на коллективной основе — РАО (Российское авторское общество). Она имеет право собирать вознаграждение за любое публичное исполнение музыки, включая плату за звучание музыки в эфире. РАО заключает договоры с авторами песен, причем как с российскими и зарубежными, и получает права на произведения. Затем собирает авторские отчисления в пользу автора, забирая себе часть комиссии — она составляет порядка 30%. Происходит это либо в судебном порядке, либо по договору, который предварительно надо заключить владельцу кафе или организатору мероприятия. В 2017 году РАО собрала совокупных сборов свыше 5 млрд рублей.

Также существует Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — это общероссийская общественная организация по коллективному управлению смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм. Смежные права — это когда текст песни принадлежит одному автору, а звук — другому. Как эти организации узнают, что были использованы песни? Они регулярно мониторят городские мероприятия, проверяют YouTube, куда посетители корпоративов выкладывают видео. Далее подают в суд, и чаще всего его выигрывают, если у ответчика не найдется подкованных юристов.

 

Сколько денег нужно платить?

Интересно, что, если ивент-менеджер организует мероприятие, ему придётся заплатить взносы в обе этих организации — и в РАО, и в ВОИС.

Размер ставок вознаграждения утвержден в соответствии с действующим законодательством РФ, авторским советом РАО и Уставом ВОИС и зависит от конкретного города, а также сферы работы пользователя, площади, на которой осуществляется публичное исполнение фонограмм, количества посадочных мест и других факторов. При расчете ставок также применяются корректирующие (понижающие и повышающие) коэффициенты. С действующими ставками для РАО можно ознакомиться здесь. А со ставками в ВОИС — здесь. Ставки и для той, и для другой организации,  основном, одинаковы.

Ставки авторского вознаграждения не зависят от количества публично исполняемых охраняемых произведений и продолжительности звучания. Однако компаниям, заключившим договор необходимо отчитываться о том, какие композиции звучали в течение суток, причем в письменном виде.

Например, для баров, кафе и ресторанов, ставки выглядят так:

rate 3

Для школ и ВУЗов от 3 до 10 тысяч рублей ежегодно, а для медучреждений — от 1000 до 3000 рублей.

rate 9

Самые высокие ставки установлены для воспроизведения музыки во Дворцах культуры, театрализованных и елочных представлений, цирков, показов мод и презентаций. Здесь ставки рассчитываются в зависимости от стоимости билетов, либо из расчёта на посадочное место.

rate 1

Кстати, включенное в кафе или машине радио или телевизор тоже попадает под публичное воспроизведение, и за это тоже надо платить.

Всего в 2017 году РАО и ВОИС собрали 6,212 млрд рублей авторского вознаграждения, что на 12 % больше, чем в предыдущем году.

 

Самые интересные суды

Организации постоянно судятся за выплату возмещений по авторским правам. Иногда успешно, иногда нет.

Иск против ветеранов

В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков. Конфликт широко освещался в прессе, и после этого РАО отозвало свои претензии.

Иск против филармоний

В конце 2011 года РАО подало иски против Московской, Свердловской и Нижнетагильской филармоний. Особенностью исков было то, что РАО фактически требовало от филармоний выплаты авторских вознаграждений за произведения классиков, живших несколько веков назад. Районный суд в Екатеринбурге прекратил производство дела, так как споры с участием организаций по коллективному управлению авторскими правами были отнесены к подведомственности арбитражных судов, но РАО заявило о намерении довести судебное дело до конца. Суть конфликта состоит в том, что многие годы отчисления в РАО производились без учёта реального времени звучания современной музыки в концерте (10 % от всего сбора с концерта, даже если произведение звучало 5 минут из 1,5 часов).

Однако впоследствии суд филармонии всё же выиграли. Верховный суд признал незаконным постановление правительства РФ о ставках вознаграждения в части, обязывающей российские филармонии перечислять в Российское авторское общество (РАО) плату за исполнение музыки Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха и других мировых классиков, сообщили агентству РАПСИ в суде.

Иск против таксистов

РАО обвинило таксопарк в нарушении авторских прав и пыталось взыскать 340 тыс. руб. за включение музыки в машине такси. Общество подало иск в июне 2018 года: его представитель воспользовался услугами такси, в поездке прослушав 17 песен, за каждую из которых РАО потребовало в суде компенсации в размере 20 тыс. руб.

В сентябре суд первой инстанции согласился, что водитель такси не имел права включать музыку, поскольку таксопарк не заключил договор с РАО и не выплачивал авторские отчисления. Но Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

 

Эти судебные дела закончились проигрышем РАО — увы, это далеко не всегда так. Судебная практика насчитывает множество случаев, особенно с малым бизнесом, когда решение приняло иной оборот. Корпоративы — это золотая жила для их юристов.

 

Нашла коса на камень

Любопытный судебный процесс проходил в апреле 2017 года. Пенсионный фонд решил, что с сумм вознаграждения авторам необходимо отчислять страховые взносы. РАО уже в Верховном суде так и не смогло доказать, что не должно платить страховые взносы с собранных организацией авторских вознаграждений. ПФР начислил РАО около 140,7 млн руб. невыплаченных взносов плюс штрафы и пени еще на 49 млн руб.

ГРОШ — это арт блог о покупках в интернете и магазинах. Советы и  рекомендации наглядно, в картинках, инфографике и комиксах.

ГРОШ - АРТ БЛОГ О ФИНАНСАХ И ПОКУПКАХ