В предыдущие недели ноября творилась массовая вакханалия. Чёрная пятница, которая, впрочем, стала не только пятницей, но и четвергом, а затем и субботой с воскресеньем, привлекла в магазины миллионы покупателей. Воодушевившись обещанными скидками в 90%, миллионы россиян буквально сметали с полок товары. GROSH решил подвести итог — сколько потратили россияне в эту «Чёрную пятницу»?
Новый рекорд
В этом году «Чёрная пятница» стала самой масштабной за последние годы. В главный день распродаж покупки совершили почти 20 млн россиян, при этом суммарная выручка магазинов в этом году составила 30 млрд рублей, подсчитали Известия. При этом в акции участвовали 3,5 тысяч онлайн-магазинов, и, разумеется, стационарный ритейл — но сколько было их, эксперты уже не смогли подсчитать.
Для сравнения, в прошлом году результаты были намного скромнее — выручка была меньше в четыре раза и составляла 7,5 млрд рублей, а покупателей было меньше в пять раз.
Что покупали?
Исследователи из АКИТ решили подсчитать, что же больше всего привлекло россиян?. Оказалось, что драйвером роста стала одежда — скидки на неё доходили до 90%, а выручка по сравнению с обычным днем продаж выросла в шесть раз. В 3,5 раза выросла выручка за продажу бытовой техники и электроники, но рекордсменом по росту стали детские товары — их оборот возрос в десять раз.
На продукты питания россияне, вопреки скидкам, особого внимания не обращали, хотя скидки были представлены как на дешевые, так и дорогие товары.
Почему россияне стали больше покупать?
Эксперты обратили внимание и на тот факт, что многие россияне просто устали экономить. Кроме того, к скидкам были приурочены и крупные покупки, которые многие планировали совершить — например покупки холодильников, автомобилей или даже квартир.
До американцев далеко…
Несмотря на то, что в этом году черная пятница прошла с гораздо большим шумом и размахом, чем раньше, до жителей США россиянам ещё далеко. Американцы в День Благодарения и чёрную пятницу накупили товаров на 7,9 млрд долларов, превысив на 17,9% прошлогодние расходы. И это только онлайн покупки. Однако этот понедельник соберет тоже немало — в «киберпонедельник» (Cyber Monday), который наступает после «черной пятницы», американцы потратят $6,6 млрд, что сделает этот день крупнейшим в истории распродаж.
Почему «Чёрная»?
Чёрная пятница появилась в США. Это главная распродажа после Дня Благодарения. В этот день все магазины делают скидки до 90% чтобы реализовать товары перед рождественским сезоном. Страшное название Black Friday, на самом деле, имеет весьма любопытную историю.
В 1951 году журнал Factory Management and Maintenance заметил интересную тенденцию: после Дня благодарения многие работники брали отгул по состоянию здоровья, а на самом деле таким образом хотели устроить себе четырехдневный мини-отпуск — наверное, чтобы спокойно походить по магазинам в поисках скидок.
Примерно в это же время выражение «Black Friday» стали употреблять полицейские из Филадельфии, шокированные нереальными пробками, которые ежегодно случались в пятницу после Дня благодарения.
Но есть ещё одна версия — в американском бухгалтерском учете убытки отмечали красным цветом, а прибыли чёрным. Не трудно догадаться, что Чёрная пятница — была одним из самых прибыльных дней в году для продавцов.