Нагляднее всего о стабильности в России говорят цены на бензин. Они всегда стабильно растут, несмотря на то, падает ли курс нефти, или идёт вверх. Отчего так происходит, и почему в других странах иначе?
Почему это важно?
В начале мая цены на бензин решили резко возрасти. Московская топливная ассоциация заявила о том, что в апреле рост цен стал максимальным с начала 2018 года. Цены на АИ-92 выросли на 1,25 рублей до 39,9 рублей за литр, АИ-95 подорожал на 1,23 рубля до 43,07 рублей. При этом цены подняли как небольшие сети, так и крупные лидеры рынка.
Что это значит для простого потребителя? Давайте просто подсчитаем. Бензин — это самая крупная статья расходов автомобилистов. Например, владелец внедорожника Toyota Land Cruiser 200 тратит 18,2 литра бензина на 100 км. При среднем пробеге в год в 30 тысяч километров в прошлом году он потратил на бензин АИ 95 за 40,73 рубля в совокупности 222 385,8 рублей. При новой цене в 43,07 рублей цена при аналогичном расходе вырастет уже до 235 162,20 рублей, т.е. на 12,7 тысяч рублей. Впрочем, для обеспеченных владельцев внедорожников такой перерасход может быть и не критичным. Ну а теперь давайте подсчитаем, насколько вырастет расход для «простых смертных». Например, расход одной из самых популярных моделей Scoda Rapid — около 6 литров в зависимости от вида двигателя. Тогда за год при том же пробеге автовладелец потратил бы при старых ценах 73 314 рублей, а при новых уже — 77526 рубля. Это не так критично, но согласитесь — неприятно. Особенно тогда, когда Россия считается крупнейшим производителем нефти в мире.
Почему цены растут?
В общей сложности за последние 8 лет цены на разные марки бензина выросли для россиян в 1,5-2 раза. В некоторых регионах ещё больше. Если в 2010 году АИ-92 стоил около 20-21 рублей за литр, то теперь ценники подскочили до 41-43 рублей за литр.
Удивительная «фишка» российского бензина состоит в том, что рост цен на него опережает общий рост потребительских цен в последние годы. Так, в 2017 году бензин в России подорожал на 7,2%, дизельное топливо – на 9,9%. И это при том, что в целом потребительские цены выросли в стране на 2,5%.
То же самое происходит и теперь — при низкой инфляции, уже за первый квартал бензин подорожал на 4% по сравнению с прошлым годом, и это далеко не предел. А всего, если посмотреть динамику за последние восемь лет, потребительские цены выросли на 52,49%, а бензин при этом подорожал на 65,7%.
Среди причин такого стабильного подорожания можно выделить пять основных:
1. Постоянный рост акцизов. Это стало уже старой новогодней традицией — регулярно увеличивать налог на 1,2 или 3 рубля за литр. Мы как потребители уже платим 60% от цены литра бензина в казну (для сравнения — американцы платят только около 12%). Но законодателям этого мало. Кстати, с 1 июля 2018 года налог вырастет ещё — до 11,892 тысяч рублей за тонну, а к 2020 году он дорастет ещё до 12752 тысяч за тонну.
2.Компенсация после манёвров. Он начался с 2015 года в нефтяной отрасли. Мера предполагала снижение экспортных пошлин на нефть взамен роста налога на добычу полезных ископаемых. Казалось бы, причем тут это? Но это как раз таки вылилось в увеличение налоговой нагрузки для производителей нефтепродуктов, тех, кто не отправляет продукцию за рубеж. С одной стороны это привело к сокращению предложения нефтепродуктов (в том числе, бензина), а с другой — тому, что свои издержки бизнес решил переложить на плечи потребителей.
3.Нефть падала. В прошлом году, когда мировые цены на нефть упали наше топливо должно было подешеветь, как это было в других странах. И тут, конечно, стоит сделать оговорку. Падение цен на нефть привело к девальвации рубля. Российский бензин действительно на мировом рынке стал дешевле в долларах. Но вот россиянам от этого не было ни холодно, ни жарко — ведь бензин мы покупали в России как раз в рублях, потерявших свою стоимость вместе с нефтью. Возможно, если бы зависимость нашей валюты не была настолько высокой, то ситуация развивалась бы иначе.
Чтобы компенсировать падение выручки от снижения цен, больше российской нефти отправилось на экспорт. А государство было не против — ведь крупные монополисты отрасли формируют большую часть нашей казны. При девальвации рубля это огромный приток дополнительных средств. Так или иначе для переработки внутри страны ресурса стало меньше, на внутреннем рынке появился дефицит, и цены стали расти.
4.Теперь нефть растёт. Падение пережили, теперь опять рост. Ну а значит, цены на бензин снова должны вырасти — ведь главный ресурс для него нефть — снова подорожала. И цены выросли, и в рублях, и в долларах. Так и живём.
5.Нехорошие продавцы. Трейдеры, которые закупают бензин оптом на товарных биржах ранее заявляли о том, что нефтяные компании создают искусственный дефицит и тем самым провоцируют рост цен. И это весьма распространенная ситуация.
А за границей не так !
Интересно, что в зарубежных странах, причем как тех, кто продает нефть, так и остальных, цены на бензин меняются в зависимости от курса нефти. Растут при росте цены «черного золота» и снижаются на её падении.
После того, как с 2014 года цены на нефть стали падать, следом за ними упали и цены во многих странах, вернувшись на уровень 2008-2010 годов. Это прослеживается на графике ниже.
В Германии после пиковых цен в 2012 году в $1,96 за литр, в 2016 году, когда цены на нефть упали, литр бензин стал стоит $1,39 з. И подобная корреляция наблюдается и в других странах. Почему так происходит? Во-первых потому, что доля налоговой составляющей цены на бензин во многих странах (кроме Евросоюза) ниже, чем грабительские 60-65% в России. Например, в США она составляет только 12%, а в некоторых странах, например в Кувейте и Туркменистане, в Саудовской Аравии, в Алжире на отрасль в добавок выделяют ещё и дотации. Другими словами, исключительно за счёт нефтяной отрасли государства не пытаются решить все проблемы, а наравне с ней ищут другие источники пополнения бюджета. Ну а, пожалуй, самый главный аргумент многих государств в том, что их национальная валюта не настолько зависима от нефти, как рубль, поэтому при скачке цен они не наращивают, как мы, экспорт нефти в ущерб собственным гражданам. Кроме того, рынок за рубежом не монополизирован — высокая конкуренция заставляет компании моментально реагировать на изменение цен. Да и любой картельный сговор немедленно пресекают антимонопольные службы.