Откуда тысяча рублей: что требуют банки, чтобы подтвердить транзакцию?

что требуют банки https://grosh-blog.ru
Российские СМИ пишут о том, что банки с новой силой взялись за переводы между физическими лицами. Теперь подозрительными стали транзакции даже в районе одной тысячи рублей. Что требуют банки?

 

Опасная тысяча

Издание «Известия» пишет о том, что клиенты Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка столкнулись с неожиданной проблемой — необходимостью подтверждать совсем крошечную транзакцию.

Таким образом финансовые организации пытаются противостоять нелегальным схемам и мошенничеству — например, уходу предпринимателей от уплаты налогов, пишут «Известия».

При попытке сделать денежный перевод другому физическому лицу, с клиентов запросили подтверждающие документы и пригрозили блокировкой.

Интересно в этой истории то, что именно запрашивают банки у своих клиентов. Перечень документов, мягко говоря, высосан из пальца.

Так, например, клиентку Бинбанка попросили объяснить экономический смысл операции с пластиковой карты на сумму в одну тысячу рублей. Для этого необходимо было предоставить письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение средств (в случае клиентки расширенная выписка со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств. На всё дали три дня, в противном случае её карту могли аннулировать. В итоге карточка пострадавшей не была заблокирована, только потому, что в банке работал её знакомый, который помог разобраться в ситуации.

У москвича Виталия, клиента Тинькофф-банк было ещё интереснее. Банк попросил предоставить фотографии карты, с которой на его «пластик» была переведена тысяча рублей. Фрод-мониторинг кредитной организации хотел убедиться, что перечисления не являются мошенническими. «Пластик» молодого человека был заблокирован, пока он не предоставил изображения карты. В какие же условия ставят клиентов?

Бывает,  у кого-то нет доступа в интернет, кто-то не может дозвониться до того, кто переводил ему деньги, кто-то не может по-разным причинам оперативно сделать фотографию.  Фактически, этой ситуации можно было бы избежать, если было бы налажено банковское взаимодействие. Сомневаетесь в контрагенте? Посмотрите сами транзакции по его счёту. Но нет, бегать и доказывать, что не верблюд, приходится клиенту.

 

Какие ещё документы требуют?

На самом деле, случаи, озвученные «Известиями», далеко не единственные. Форумы и тематические сообщества забиты сообщениями от недовольных клиентов, у которых банки просят документы на пустом месте.

Больше всего проблем у индивидуальных предпринимателей и владельцев ООО — с них банки просят документы, связанные с их деятельностью — от договоров с контрагентами, до описания бизнес-процесса и фото офиса. Перечня, который бы ограничивал список того, что можно требовать, просто нет.

Для физических лиц есть свои требования. Чаще всего просят документы, подтверждающие источник доходов физического лица. Так банки, опасаясь 115-ФЗ, хотят удостовериться, что деньги не были получены нелегально. Список требуемых документов утверждается внутренними инструкциями каждого конкретного банка. Это могут быть следующие документы:

  1. договоры (дарения, купли-продажи, аренды квартиры и т.д.);
  2. справка с места работы с указанием размера зарплаты;
  3. налоговые декларации;
  4. пенсионное удостоверение;
  5. трудовая книжка;
  6. подтверждение получения алиментов;
  7. справка о наличии вклада в другом банке;
  8. свидетельство о праве на наследство;
  9. справка из социальных органов о получении пособия;
  10. справка о доходах лица, на иждивении которого находится человек, желающий произвести банковскую операцию и др.

Этим перечень не ограничивается. Крупнейший банк страны «Сбербанк» на своём сайте в разделе «Что нужно знать о блокировании банком карт и интернет-банка» пишет следующее:

Это могут быть любые документы, которые подтверждают законность происхождения средств на ваших счетах и экономический смысл проводимых операций. Полного перечня не существует, поскольку основания могут быть самыми разными.

Например, это могут быть договоры купли-продажи, договоры подряда, договоры займа, договоры найма помещения, договоры аренды имущества, счета на оплату товаров и услуг, квитанции об оплате, расчётные листы о начислении заработной платы, долговые расписки, выписки по счетам в других банках, справки из налоговой и т.п.

 

Что делать?

В пресс-службе ЦБ «Известиям» уточнили, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом, только если сочтет, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность ее совершения без согласия владельца средств. Таким признаком может быть в том числе несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента. Но в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа, указали представители регулятора. Всё, что ей необходимо, — это получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции, пояснили они.

Поэтому в случае подобных ситуаций стоит обратиться в Центробанк. Об этом можно прочитать в статье: Как пожаловаться на банк в ЦБ, и сколько россиян это делают?

ГРОШ — это арт блог о покупках в интернете и магазинах. Советы и  рекомендации наглядно, в картинках, инфографике и комиксах.

ГРОШ - АРТ БЛОГ О ФИНАНСАХ И ПОКУПКАХ