Уловки маркетологов, которые заставляют нас тратить больше денег

Быркова Екатерина

Экономист, 

data-журналист

Большинство из нас тратит основную часть своего дохода на магазины – продукты, обувь, гаджеты и множество других полезных, а иногда совершенно бесполезных вещей. Только на еду и напитки, по оценкам Росстата, уходит больше половины всех тех доходов, что мы зарабатываем. Для сравнения, среднестатистический европеец тратит на них в два раза меньше.

Во многом причиной этого является низкий уровень заработной платы, но проблема, нередко кроется и в нас самих. Бездумное потребление не позволяет многим начать экономить и тратить деньги на что-то действительно важное.  Наверное, нет ни одного человека в мире, кто бы не совершил хоть раз в жизни спонтанную и бесполезную покупку. А маркетологам в крупных сетевых магазинах только это и нужно, ведь их задача – увеличивать прибыль магазина. И ради этого они пойдут на любые хитрости.

Правильная раскладка

Этот трюк весьма популярен и широко используется в крупных магазинах. Недорогие товары, которые мы и так регулярно берём, размещаются на ни нижних или на верхних полках, куда нужно тянуться, зато более дорогие товары кладут на полки на уровне наших глаз. Второпях мы обязательно хватаем что-то именно оттуда, а если там ещё есть и акционные товары – то полная корзинка продуктов нам обеспечена. Кстати, продукты первой необходимости – молоко, хлеб часто находятся в самом дальнем углу магазина. Специально, чтобы, дойдя до них, вы успели набрать побольше.

Счастливые часы и дни

Магазины активно рекламируют, что в определенные часы и дни вы сможете купить товары с большой скидкой – 30% или 50%. Особенно часто они используются в крупных магазинах при продаже собственной выпечки или кулинарии. Мы хватаем всё подряд и даже не задумываемся, что нам могут подсунуть просроченные товары или уценку.

Большие упаковки

В магазинах часто можно встретить пятилитровые канистры масла или огромные упаковки стирального порошка. Конечно, если у вас большая семья, то вам они действительно нужны. Однако более низкая цена или красивая надпись вроде “20% бесплатно” заставляют нас покупать их без особой необходимости. Гигантские пачки складируются у нас дома и далеко не всегда расходуются до конца.

 “Кружка в подарок”

Уловки маркетологов подобного вида встречаются очень часто. В довесок к большой пачке чая или кофе идёт красивая фирменная кружка. Мы покупаем в итоге чай ради кружки, хотя по большому счёту нам не нужно ни то, ни другое. Особенно часто на такие акции ведутся дети – помните те самые игрушки, которые кладут в пачки с кукурузными хлопьями?

Акция 2 по цене одного или 3 по цене 2

Делая подобную акцию, работники магазина хитрят. В обычный день товар стоит 50 рублей, но как только начинается акция, его цена автоматически взлетает в полтора раза, например, до 75 рублей. Один товар теперь купить не выгодно, поэтому нужно брать обязательно два или три – тогда получится “сэкономить”. Фактически же мы покупаем сразу несколько товаров, хотя часто нам был нужен всего лишь один

Много стендов с акционными товарами на входе

Эта “фишка” часто встречается в крупных гипермаркетах, хотя её перенимают на вооружение и небольшие магазинчики. Всевозможные акционные товары разных категорий выкладываются десятками стеллажей недалеко от входа. В изобилии красно-желтых ценников можно даже потеряться. Катая большую тележку мы не успеваем хватать с полок всевозможные товары, а ведь, непосредственно, основные отделы магазина ещё только впереди. Понабрав всякой всячины мы идём дальше, уже не думая а надо ли нам всё то, что уже в тележке? Даже если мы находим на полках аналогичные товары лучше или выгоднее, возвращаться обратно и класть акционные товары на место нам уже будет лень.

Весовые товары с ценой за граммы

Большие магазины всё чаще стали писать на ценниках весовых товаров – колбас, сыра и даже овощей оплату не за килограмм, как мы привыкли, а всего лишь за 100 грамм. Визуально кажется, что продукт очень дешевый. Но многие пока ещё не привыкли таким образом соотносить цену и часто наша покупка получается намного дороже, чем мы рассчитывали.

Мелочи у кассы

Абсолютно все кассы в супермаркетах оснащены стойкой, в которой лежат разные мелочи – шоколадки, напитки, жевательная резинка или конфеты. Стоят они там не просто так. Это последний шанс для магазина что-нибудь ещё втюхать – не слишком дорогое, чтобы покупатель не долго сомневался. Эффект от этого многократно усиливается, если покупатели стоят в длинной очереди, особенно если они там с детьми.

Акции с накоплением карточек и баллов

Даже маленькие магазины сегодня проводят акции, по которым вы можете получить какую-либо безделушку. С каждой тысячи или 500 рублей за покупку вам дают специальные наклеечки, собрав которые в альбом, вам дадут заветный трофей. И для каждой наклеечки вам нужно купить на сумму больше, чем на тысячу или 500  рублей.

Увеличенный ценник для женских и детских товаров

В магазине часто можно встретить товары, предназначенные для женщин или детей, в то время как есть и аналогичные товары, не имеющие принадлежности по полу и возрасту. В частности, это женские одноразовые бритвенные станки, влажные салфетки, реже – продукты питания. Для детей это, прежде всего, йогурты, питьевая вода, соки, средства гигиены и прочее. Стоят такие товары дороже. Исследования показывают, что их ценник выше в среднем на 7%.

Все эти мелкие уловки удивительным образом воздействуют на нас. Мы перестаем думать и начинаем хватать все товары подряд, и тратим намного больше, чем нам действительно нужно. А ведь иногда те самые несколько тысяч рублей в месяц, которые мы выгадаем, просто задумываясь при покупке о том, что нам действительно нужно, а что нет, позволят реализовать наши планы.

 

Подписывайтесь на наш Facebook

Свежие статьи, новости и аналитика

     

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ:

Самозанятые не дают покоя нашим законодателям. Они всё никак не хотят выйти из тени и платить налоги с продаж тортов,

Прежде чем дать взятку, некоторые ищут как правильно это сделать

Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) изучила экономическую обстановку в 54 странах мира. Для России цифры оказались поистине плачевными - ведь мы
       

МАТЕРИАЛЫ ПАРТНЕРОВ: 

 

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ