Почему мы не верим официальной инфляции?

не верим инфляции

Центробанк провёл исследование и выяснил, что большинство россиян заметили рост цен и не доверяют данным официальной статистики о том, что продукты дешевеют. Многие лично для себя отметили, что цены, напротив — не падают, а растут! Почему так происходит?

 Цифры врут?

Согласно официальной статистике, инфляция в этом году держится на рекордно низкой отметке и на данный момент замедлилась до 3% в год. Однако опрос, проведённый Банком России показал, что россияне так не считают. 56% опрошенных отметили, что по итогам 2017 года прирост потребительских цен был «значительно выше, чем 4%», а 75% опрошенных заявили, что за предыдущие 12 месяцев цены росли не медленнее, а даже ещё быстрее, чем год назад.

«Люди пока еще не готовы поверить, что инфляция действительно замедлилась до столь низкого уровня. Также немалую роль в подобном расхождении играет волатильность цен на отдельные товары и услуги», — говорится в отчете ЦБ.

При этом, экспертная группа отмечает, что в действительности, цены на сахар стали за год меньше почти на 20%, фрукты и овощи подешевели. Однако опрошенные отметили, что выросли цены на все эти товары.

Эксперты считают, что россияне просто не привыкли к низкой инфляции, поэтому склонны неверно оценивать фактическую ситуацию.

Россиянам «понадобится немного больше времени на то, чтобы привыкнуть к низкой инфляции» — отмечает руководитель экспертной группы Департамента денежно-кредитной политики ЦБ Зоя Кузьмина.

В июле этого года индекс дефлятор Ромира составил 1,5%, в то время как показатель Росстата был на отметке в 0,07%. О том, что личная инфляция стала больше, говорят и данные июльского опроса НАФИ — если два года назад у россиян были деньги на сбережения, то теперь почти всё тратится на текущие нужды.

Росстат занижает инфляцию?

На самом деле, в вопросе о том, стоить ли верить статистике, ответ находится где-то посередине. И да, и нет. Дело в том, что, с одной стороны, Росстат действительно оценивает общий размер инфляции ниже, чем нам кажется. Но дело здесь не в махинациях с цифрами, а в самой методике подсчёта.

Для того, чтобы оценить, как изменилась цена на какой-то товар, выбирается некий товар-представитель, например, сливочное масло определённой марки и веса, и его цена усредняется, допустим для 100 магазинов города. Через неделю процедура повторяется снова. Однако, фактически уровень цен на данный продукт будет сильно зависеть от решения конкретного поставщика.

Стоит добавить, что сами товары тоже сильно различаются по цене в зависимости от известности бренда или уровня качества. А когда данные о ценах агрегируются по всей России, то и вовсе получается средняя температура по больнице, ведь в регионах нашей страны цены, порой, различаются в разы.

При расчёте индекса потребительских цен тоже есть свои подводные камни. Искажения возникают из-за того, что оценки смещены в сторону домохозяйств с более низкими доходами, а стоимость потребительской корзины рассчитана для очень усреднённого россиянина, которого в природе не существует.

Независимые оценки

Независимые эксперты разделились в своих оценках инфляции. Так, например, холдинг Ромир разработал собственную методику расчёта индекса уровня цен, в основе которой данные о реально совершенных покупках и реальных ценах.

Авторы пришли к неожиданным результатам — личная инфляция граждан по их методике была значительно выше официальных чисел.

Причиной скачка дефлятора, как и в прошлом году, стали выросшие на 3,6% тарифы на услуги ЖКХ, на которые потребители никак повлиять не могли. Не могли они оказать и никакого влияния и на чуть выросшие цены на бензин – на 0,2% — пишут авторы исследования.

Проект, Ценомер, напротив, зафиксировал снижение цены потребительской корзины в магазинах. В сентябре 2017 года по сравнению с сентябрём 2016 года, в столичных «Пятёрочках» она снизилась на 7,5%, в «Перекрёстке» на 4,9%, а в «Седьмом континенте» на 4%.

Мы не верим инфляции, потому что слишком субъективны

Отчасти наша личная инфляция не соответствует официальной и потому, что мы сами оцениваем свои покупки не объективно. Так, например, мы покупаем продукты лишь определённых марок, тех, к которым привыкли, а их подорожание, как правило в большей степени зависит от поставщиков, а не от общего уровня инфляции.

Кроме того, мы редко когда бегаем по магазинам в поисках самых дешевых товаров, мы закупаемся в крупных супермаркетах, где далеко не всегда дешевле, а уровень цен зависит также от решения внутри торговых сетей. Кроме того, мы, незаметно для себя можем переходить на более дорогие и качественные продукты, в том случае если дешёвые товары стали хуже — особенно это касается колбас и молочных продуктов.

Мы сами слишком субъективны и некорректно оцениваем цены. Влияют на цены и особенности нашего восприятия. Многие склонны не замечать товары со стабильной ценой, но остро реагируют на товары с растущей ценой, а такие есть при любом уровне инфляции.

Ещё один фактор, который влияет на наши оценки — это уровень наших доходов. Чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на продукты питания, а ведь именно они обычно и дорожают быстрее всего. В результате субъективно для таких граждан цены растут быстрее, чем следует, а их в нашей стране большинство.

Таким образом, верить или не верить статистике — это личное дело каждого. Однако нельзя отрицать тот факт, что статистическую методику в нынешних условиях пора бы уже менять.

 

ГРОШ — это арт блог о покупках в интернете и магазинах. Советы и  рекомендации наглядно, в картинках, инфографике и комиксах.

ГРОШ - АРТ БЛОГ О ФИНАНСАХ И ПОКУПКАХ