закон о защите персональных данных http://grosh-blog.ru

Закон о персональных данных GDPR: правда ли, что за фото в Европе теперь могут оштрафовать на 20 млн евро?

25 мая в Евросоюзе вступил в силу регламент о персональных данных GDPR. СМИ тут же напугали нас, что по новому закону можно получить штраф до 20 млн евро за одно лишь фото с иностранцем. Разбираемся в том, насколько это правда.

 

Общий регламент по защите данных ЕС 2016/679 от 27 апреля 2016 года или GDPR — General Data Protection Regulation) есть в публичном доступе. С его положениями на английском языке можно ознакомиться здесь.

 

Для кого закон?

Прежде всего, стоит сказать, что новый закон направлен не на физических лиц, он направлен на компании.

В первую очередь он коснется те фирмы, которые имеют представительства в странах Евросоюза или оказывают услуги физическим лицам – гражданам ЕС. То есть, если российские компании оказывают услуги европейцам (например, интернет-магазин), то под Регламент они тоже могут попасть.

Можно сказать с уверенностью на 100%, что GDPR распространяется на интернет-магазины, онлайн-игры, интернет-медиа, гостиницы, транспортные компании, банки, различного рода агрегаторы.

Закон действует в тех случаях, когда собирают и обрабатывают большие объемы персональных данных, используют средства интернет-маркетинга, ведут онлайновую регистрацию пользователей на веб-сайте или в мобильном приложении. Основные требования, которые требуют теперь выполнять следующие: компании будут обязаны предоставлять физическим лицам данные в структурированном формате, они должны будут настроить IT-системы, чтобы безвозвратно данные удалять. Компании будут обязаны четко указывать все цели применения данных, а также раскрывать информацию о третьих лицах, которым данные будут передаваться. Вводятся и другие требования, которые фактически, усложняют работу с персональными данными и добавляют очень много новой бюрократической работы.

Однако новый закон инновацией не является, он лишь унифицирует те законы, которые уже и так действуют в разных странах ЕС.

Правда, сильно ужесточаются штрафы. За нарушение правил обработки персональных данных: по GDPR штрафы достигают 20 миллионов евро (около 1,5 млрд руб.) или 4% годового глобального дохода компании.

 

Лицо человека — персональные данные

Самое важное в документе то, что теперь по закону считается персональными данными:

Любая информация, относящаяся к идентифицируемой особе, то есть особе, которая может быть идентифицирована напрямую или косвенно, например, по ее имени, местонахождению, онлайн-идентификатору, либо по одному или более признакам из области физической, физиологической, генетической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентификации.

Формулировка достаточно размытая и всё же не совсем понятная.

Однако в интернете тут же разлетелась информация о том, что на территории Евросоюза станет фактически запрещена видео и фотосъемка любых прохожих и просто людей, случайно попавших в кадр.

«Один из разделов GDPR запрещает публикацию изображений третьих лиц без их осведомленного согласия, — пишут в Сети. Закон говорит: всякий человек, вольно или невольно оказавшийся в кадре вашего снимающего устройства, должен быть проинформирован, что вы будете его снимать, и дать на это осознанное письменное (!) разрешение»

Говорилось, что новый закон, якобы, напрочь убивает сюжетную фотографию и делает невозможной работу корреспондентов телеканалов, блогеров, и даже ставит палки в колеса простым людям, которые хотят выложить фото с отдыха в Instagramm или Facebook.

 

У любителей селфи проблем не будет

Тем не менее, закон не устанавливает никакой ответственности к физическим лицам и той информации, которую они публикуют, к примеру, в социальных сетях. Всё что изменится для пользователей — уведомления об изменениях в пользовательских соглашениях и политике обработки персональных данных в популярных сервисах. Проще говоря, галочек поставить нужно будет больше.

Кроме того, у жителей ЕС, как обладателей персональной информации, появится больше прав:

1. право запрашивать подтверждение факта обработки их данных, место и цель обработки, категории обрабатываемых персональных данных, каким третьим лицам персональные данные раскрываются, период, в течение которого данные будут обрабатываться, а также уточнять источник получения организацией персональных данных и требовать их исправления

2. право на забвение (right to erasure, right to be forgotten), которое дает европейцам возможность удалять свои личные данные по запросу во избежание их распространения или передачи третьим лицам.

3. право на переносимость данных (right to data portability) является новацией в правилах обработки данных ЕС, введенное GDPR. Данное право заключается в том, что компании обязаны предоставлять бесплатно электронную копию персональных данных другой компании по требованию самого субъекта персональных данных.

 

Как изменится работа журналистов и профессиональных фотографов?

А вот здесь всё немного сложнее. В том случае, если эти фото необходимы для редакции местной газеты, для администрации сайта или других коммерческих целей. Основной риск здесь заключается в том, что какой-нибудь европеец, увидев себя на такой фотографии может обратиться в суд, ссылаясь на новый Регламент.

Однако бить тревогу надо было ещё давным давно. Запрет публиковать фотографии частных лиц без их согласия в Европе начал действовать ещё в 1995 году в рамках «Data Protection Directive». Плюс к этому в европейских странах добавились и другие ужесточающие съемку документы, но уже на национальном уровне. Поэтому фотографы и видеооператоры давно заранее подписывают договоры с моделями и лицами, у которых берут интервью. Так что новый закон ничего нового здесь не устанавливает.

И даже более того, в GDPR есть раздел, где защищаются права фотографов. Снимая массовые мероприятия (свадьбы, спортивные события и пр.) и публичные места, вы должны спросить себя: есть ли у присутствующих там объективные причины ожидать, что их сфотографируют? Если ваш ответ — «да, есть», то волноваться не о чем: ваши кадры защищены. Там даже специальный мини-тест есть для такого самообследования. Так что многие СМИ подняли панику на пустом месте.

 

 

@groshblog в Telegram - статьи, новости, аналитика

 

МАТЕРИАЛЫ ПАРТНЕРОВ: 

 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Негласные санкции: наша таможня объявила бой американским товарам